Суббота, 24 февраля, 2024

Какие автомобили выбирали елисаветградцы в начале ХХ века

Когда именно по городу проехал первый автомобиль, кто был за рулем, пока неизвестно. Много интересной информации можно узнать из старых, местных газет. В одной из них упоминается, что по городу автомобили начали ездить с 1904 года. Подробней об «автомобилизации» Кропивницкого 100 лет назад в нашем материале на сайте kropyvnytskyi-future.

За лошадиную силу платили один рубль

Городское управление каждый год утверждало налог для владельцев машин. В 1908 году владельцы платили рубль за лошадиную силу мощности двигателя. К сожалению, не все люди это делали в добровольном порядке. В номере газеты «Голос Юга» за 1909 год писали, что в то время не были внесены налоги за автомобили. Городская управа обращалась в полицию с просьбой заставить людей платить налоги каждый год.

Сколько было машин в городе в 1912 году, кто их владельцы, и какие были транспортные средства можно узнать, рассмотрев дело о сборе налога с пользователей транспорта. Этот документ хранится и находится в архиве нашей области.

К тому времени заверением списков занимался полицейский Федор Лукин. В нем есть 14 фамилий людей, которые имели несколько автомобилей. И даже главный полицейский точно не знал, у кого, какие были авто. Об этом говорят письма, которые городская управа отправляла автомобилистам для уплаты налогов за прошлый год.

Письма для выбора номера

Также управа просила автомобилистов выбрать номера для своих автомобилей. Из ответа на письмо Роберта Эльворти узнаем, что в его распоряжении был свой автомобиль от английской фабрики «Воксхолл». Двигатель в нем обладал мощностью 20 лошадиных сил. Роберт просил 12 номер.

Петр Собинов написал письмо в управу, объяснив, что автомобиль он купил не для того, чтобы ездить на нем по городу, а только для экономии. Он тоже платил налоги. Были люди, ставшие владельцами транспортного средства в 1912 году. Андрей Средний приобрел 22-сильный «Форд», а Ефрем Трофимов «Максвелл».

В сентябре 1912 года полиция получила заявление от Ивана Когана, что он продал свой автомобиль с мощностью двигателя 19 лошадиных сил Всеволоду Ругалю из города Бобринец, и пока это транспортное средство находится в ремонте.

Имела собственное авто и земская управа – мощность двигателя авто была 24 лошадиные силы. В 1914 году управа купила еще два на четыре пассажира автомобиля легкого типа марки «Гупмобиль». Заплатили за два автомобиля 6500 рублей.

У архитектора Леонида Песчанского было свое авто от французской фабрики «Берлие» с двигателем 10 лошадиных сил. Мещанин Евгений Эннне просил дать ему свидетельство на 14-цилиндровый автомобиль-торпеду «Опель» с мощностью двигателя 14 лошадиных сил.

Правила езды на дороге города

В сентябре 1910 г. губернатор приказал всем земским и городским управам подготовить правила езды. В следующем году управа разработала проект правил движения по городу.

• Езда по городу не должна превышать 10-12 верст в час.

• За руль может сесть только опытный человек, имеющий опыт езды.

• Обязательно платить налоги.

Частные перевозки по городу

Были в Елисаветграде частные перевозки. Например, управляющий Московским отелем Михель Кричевский приобрел себе транспортное средство «Форд» с мощностью двигателя 22 лошадиные силы. Комиссия посмотрела автомобиль и дала документ на езду по городу и перевозку пассажиров. Михель возил этим авто своих клиентов от вокзала в гостиницу.

Аварии возникшие из-за неопытности водителей

Чем больше на дороге было автомобилей, тем чаще они попадали в ДТП. Первым, кто совершил ДТП на собственном автомобиле в городе, находясь в состоянии алкогольного опьянения, был Петр Федоренко. Об этом писало издание газеты “Голос Юга”. Тогда его дело слушали в суде, обвиняли мужчину по разным статьям.

Вечером Петр управлял автомобилем, в котором находились пассажиры. Водитель не включил передние фонари, развил большую скорость до 30 верст в час и сбил с ног, переехал жену помощника справочника Евдоха Альбицкую.

Врачи диагностировали у женщины переломы рук, ног. Альбицкая подала в суд и потребовала деньги за моральный ущерб в размере 4000 рублей. Во время суда Петр не признал свою вину. Объяснил, что ночью было звездно и не было необходимости включать фонари. Свидетели утверждали, что водитель был пьян. Окружной суд назначил подсудимому месячный арест и удовлетворил иск.

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.