Суббота, 25 мая, 2024

Эйфелевое творение на Ингуле в Кропивницком

В столице Украины существует 8 мостовых переходов через Днепр. Эта информация подтверждается в официальных данных. Киевляне имеют мосты: Патона, Цепной и другие. Однако Кропивницкий со своим Ингулом ничем не уступает Славутичу, более того — превышает его. В нашей небольшой области существует 12 мостов различного сообщения через Ингул. Среди них есть один, уникальный, единственный во всей Европе. Больше на kropyvnytskyi-future.com.ua.

История берет начало издавна

Более 100 лет назад, на обоих берегах Ингула начали возникать поселения, но между ними не было транспортных сообщений через реку. Сложнее стало, когда в городе создали строительный комитет. Он подчинялся городской думе. Возглавили этот комитет полицмейстер, инженер, архитектор и несколько гласных депутатов.

Одним из первых объектов, который построили по разработкам комитета, был мост через Ингул, его назвали Большим. Такое название дали из-за того, что это сооружение стало продолжением улицы Большой Перспективной и соединило левобережный Подол с улицами правого берега реки. На строительство этого моста выделил деньги в 1845 году кременчугский купец Яков Слюньков.

Главные мосты на Ингуле

В 1845 году началось большое мостостроение в Елисаветграде. Стоит отметить, что большинство транспортных и пешеходных мостов, имели собственные названия. Поэтому перечислим их в порядке расположения.

Пригород Лелековку с Николаевкой соединяет 2 пешеходных перехода. Далее на улице Киевской можно увидеть маленький, но очень важный каменный мост. Ниже него расположили большую металлическую кладку через которую постоянно ходят жители западной части города и Балашовки.

Продолжением бывшей улицы Вокзальной является самый большой мост в Кропивницком, который возвели в начале 70-х годов прошлого века. До этого неподалеку от него был расположен деревянный мост, который называли Керкеруповским (в честь строителя). Он соединял город с Балашовкой.

Малозаметным, но очень важным в соединении был еще один Пиковский мост, названный в честь предпринимателя, спонсора гласного земства Пиковского.

Очень хорошо вписался в архитектуру города пешеходный, арочный мост, который продолжил улицу Пашутинскую. Когда-то горожане называли его Базарным, потому что только перейдя через этот мост можно было попасть с одного базара на другой.

Ниже него лежит мост, который называли Долинским, Кировским. Чистогановский пешеходный мост соединял улицу Клинцовскую с огородами и садами на правом берегу Ингула. Этот мост был реконструирован в транспортную переправу и стал составляющей одной из главных автомагистралей улицы Кропивницкого и Яновского.

Кущевский мост служил для соединения Кущевки с Пермской улицей в районе пивоваренного завода. Все эти сооружения располагались на Ингуле.

Возведение «Эйфелевого» моста

Зимой 1863 года началось активное строительство первой в Украине железной дороги. Отрезок возведения пути Бирзула — Елисаветград взялся финансировать немец Унген-Штенберг. Согласился на это он не спроста, видел в будущем  хорошую прибыль для себя. 

Выполнением работ занимались лучшие французские специалисты. Они разработали проект сооружения стального моста — виадуков инженера Эйфеля, который создал знаменитую башню в Париже. Стоит отметить, что на железных дорогах Европы в то время виадуков Эйфеля еще не строили. Впервые это сделали на Ингуле.

Уникальность этого моста заключается в том, что при его возведении были применены изделия из стали, бетона, гранита.

Покрытие виадука создали с помощью специальных опор на высоте 90 метров над уровнем воды. Мост выдерживает большие нагрузки, устойчив к эрозиям, имеет высокие показатели прочности. В этом убедились террористы.

В свое время террористы-народники предпринимали попытки подрыва моста, это произошло, когда по нему должен был проехать поезд с русским царем. Но для того, чтобы реализовать план, им понадобилось бы большое количество динамита, которое невозможно даже вложить незаметно в стальное тело виадука.

Бессильными оказались и гитлеровцы. Они хотели разрушить мост в 1944 году, когда отступали. За период Второй мировой войны конструкция выдержала сильные артиллерийские обстрелы, удары авиации. 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.