Вторник, 23 апреля, 2024

Когда на улицах Кропивницкого появились первые троллейбусы?

Одним из наиболее популярных видов транспорта, которыми пользуются жители больших городов, согласно официальной статистике, является именно троллейбус. Для тех, кто не имеет собственного автомобиля этот вид общественного транспорта выступает прекрасной возможностью  передвигаться по городу с детской коляской, персональным электротранспортом, например, электросамокатом или гиробордом и пр. Да и мало кто поспорит с тем утверждением, что троллейбус наиболее экономично выгодный вид городского транспорта. Сегодня на сайте kropyvnytskyi-future мы уделим внимание вопросу появления на улицах Кропивницкого первых троллейбусов.

История предшественника троллейбуса

Неоспоримым предшественником троллейбусов является трамвай — общественный транспорт, который впервые появился в украинском городе в далеком 1897 году. Его особенность заключается в том, что он был одним из самых первых видов электротранспорта во всей империи. Более того, это первая трамвайная система, которая была построена в уездном, но не в губернском населенном пункте империи. Обсуждение по поводу создания в городе электрического трамвая начались в 1896 году, когда городские власти занялись строительством первой линии, рассчитанной на один путь и восемь разъездов. Узкоколейное оборудование было немецким и соответствовало самым высоким запросам того времени. 

Первая линия располагалось от пивоваренного завода через центральную улицу и до железнодорожного вокзала. Ее открытие состоялось 13 июля 1897 года. Через два года была открыта следующая линия, которая вела до района Кущевки и имела протяженность более 3,5 км. Уже в 1901 году парк состоял из 25 вагонов.

В неспокойные времена революции трамвайное движение было приостановлено, поэтому на двух линиях осталось всего лишь десять вагонов. Новой стадией развития трамвайного транспорта стало появление ветки, которая вела до района Новониколаевки. Открытие последней состоялось в 1929 году, после чего длина путей превысила 16 км, а парк состоял уже из 29 вагонов.

Во время маневров украинских войск в ходе Второй мировой войны трамвайная станция было подорвана, большая часть трамвайного хозяйства уничтожена. В оккупированном немцами Кировограде узкоколейное полотно использовалось исключительно для подвоза вооружения и продовольствия, а при отступлении немцы разобрали и вывезли с собой часть рельс.

Первый троллейбус

После окончания войны местные власти приняли несколько попыток восстановить трамвайное соединение, но в связи с катастрофической нехваткой средств это было просто невозможно. Позже было принято решение по развитию троллейбусного сообщения, что привело к появлению в 1967 году первого троллейбуса в Кировограде.

Началом троллейбусного движения в городе Кировограде можно смело назвать  4 ноября 1967 года. Примечательно, что в Украине первый трамвай появился в 1935 году. В большинстве городов решение о введении в эксплуатацию троллейбусов было продиктовано экологической ситуацией. Более того, этот вид транспорта был вместительнее, чем какой-либо другой, да и в отличие от трамвая, более маневренный, поскольку не привязан к железнодорожным путям. 

Какими были троллейбусы?

Первые троллейбусы, которые вышли на путя в Украине с 1947 года, были немецкие и поставляла их известная компания MAN. Это были одноэтажные модели, которые несмотря на их вместительность, все же были не самым экономичным вариантом, поскольку потребляли немало электроэнергии. В связи с тем, что нужно было добиться максимальной экономии, со временем правительством было решено обновить весь пассажирский парк троллейбусов, для чего выдано распоряжение Тушинскому авиазаводу номер 82 начать серийное производство троллейбусов нового образца с более экономным электропотреблением. Именно модели троллейбусов МТБ-82 и наполнили парк Кировоградского депо.

Главное достоинство, которым обладала модель МТБ-82 — прочный металлический кузов, рассчитанный на высокие нагрузки. Благодаря такой особенности, помимо СССР эти троллейбусы со временем начали эксплуатироваться в Болгарии и Венгрии. Выпуском троллейбусов МТБ с 1951 года начал заниматься Энгельсский троллейбусный завод имени Урицкого. В народе эту модель начали называть “синим троллейбусом” и он был однозначно самым узнаваемым в городе.

Нельзя забывать и о том, что в 1960-х годах наступил настоящий расцвет троллейбусостроения в Украине. Привело к этому то, что одного завода во всей империи попросту было недостаточно для удовлетворения всех запросов украинских городов. Вследствие этого уже в скором времени на украинских производственных мощностях начали изготавливать целых шесть разных модификаций троллейбусов. Наиболее распространенной моделью в Киеве был троллейбус “Киев-4”, который также был в Кировоградском парке троллейбусов. Последний троллейбус эксплуатировался до 1970 года, после чего его заменила модель “Киев-5”.

В 1970-х годах, когда стало ясно, что украинские производители не смогут справиться с такими объемами производства, во многих городах Украины, в том числе и Кировограде, появились румынские троллейбусы “Дак”.

С 1990 годов троллейбусы начали выпускать и в Украине, в частности Днепропетровске и Киеве. Несмотря на сложное экономическое положение, все же спустя три года после получения независимости, в стране появилась модель троллейбусов ЮМЗ-Т2, которые начали активно использоваться не только в украинских городах, в том числе и Кировограде, но и за пределами Украины. Современный троллейбусный парк Кропивницкого состоит из четырех моделей: ElectroLAZ-12, ЗиУ-682, ЗиУ-682Г-016 и ЮМЗ-Т2. Все указанные модели соответствуют требованиям современности и в одинаковой степени пользуется высоким спросом.

Маршруты троллейбусов

В 1990 году кропивницкие троллейбусы ходили по одинадцати маршрутам, но в начале двухтысячных было закрыто девять из этих маршрутов: 

  • номер 2 — с улицы Волковой до Аэропорта;
  • номер 3 — от ДСК до ТЭЦ;
  • номер 5 — с железнодорожного вокзала до проспекта Промышленный;
  • номер 6 — с железнодорожного вокзала до Лесопарковой;
  • номер 7 — с железнодорожного вокзала до проспекта Промышленный;
  • номер 8 — с улицы Космонавта Попова до Аэропорта;
  • номер 9 — с улицы Генерала Жадова до железнодорожного вокзала;
  • номер 11 — от областной больницы до железнодорожного вокзала. 

Это объяснялось тем, что существенно был расширен парк автобусов и маршрутных такси, поэтому, по сути, в троллейбусе ездили полупустые. Решение было принято однозначно и уже вскоре люди привыкли к тому, что маршрутов стало намного меньше. В 2015 году был восстановлен маршрут номер 1. Со временем количество маршрутов увеличилось до десяти.

Перспективы развития троллейбусного парка

В связи с тем, что троллейбус в Кропивницком является самым дешевым видом транспорта, многие весьма скептически относятся к перспективе его развития. В тоже время, руководство постоянно стремится совершенствовать предоставляемые услуги за счет увеличения количества маршрутов и их оптимизации под пожелания пользователей общественным транспортом. Благодаря тому, что на маршрутах находятся современные троллейбусы, в последнее время отмечается повышение стоимости проезда, которая определяется в соответствии с другими видами общественного транспорта, в частности, маршрутных такси и автобусов.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.