Воскресенье, 6 октября, 2024

История Елисаветградского трамвая

Во второй половине XIX века Елисаветград был бурно развивающимся городом, одним из ключевых торговых, культурных и индустриальных центров Российской империи. Сюда со всего мира съезжались предприниматели, ученые, инженеры. Большинство из них – с новаторскими идеями и проектами, которые были реализованы в городе. Не отставали от технологического прогресса и городские власти. Яркий тому пример – запуск в Елисаветграде электрического трамвая, одного из первых в стране. Событие по тем временам – эпохальное. Более подробно об инновационном проекте прошлого в нашем материале на сайте kropyvnytskyi-future.

Проект одобрили только с третьего захода

Похвастаться более ранней городской трамвайной линией могут лишь Киев, Нижний Новгород и Екатеринослав. После этих городов «трамвайный бум» дошел до Елисаветграда, где первый проект о строительстве трамвая был зарегистрирован еще в 1887 году. Правда, конного. Второй – тремя годами позже и тоже речь шла о «конке», конном трамвае. Проекты активно обсуждались городскими властями, но до реализации дело не дошло. А вот в апреле 1895 года в мэрию поступило более чем серьезное и предметное предложение. Исполнительный директор Бельгийского трамвайного общества в Москве И. Лихачов официально подал в городскую управу просьбу о разрешении проложить на улицах города линии для электрического трамвая. Лихачов был инженером железнодорожных путей с солидной репутацией, поэтому просьбу одобрили уже в мае того же года. Было подписано соглашение на строительство и эксплуатацию трамвая, рассчитанное на 50 лет. К слову, это был первый в стране проект, реализованый не в губернском, а уездном городе.

Запуск трамвая отметили помпезно

Осенью 1896 года торжественно началось строительство машинного здания для трамвая. К этому времени концессия (особая форма аренды, если не вдаваться в детали) была передана киевскому предпринимателю Л. Бродскому. Он и занимался получением прав на строительство депо и электростанции. Затем наступил черед ангаров и административных зданий, и уже после их строительства приступили к закладке первой колеи – в апреле 1897-го года.

Уже через три месяца по главной линии Елисаветграда отправился первый трамвай. Случилось это 13 июля ровно в четыре часа дня. Но это был скорее тестовый запуск, так как торжественное официальное открытие датировано 26 июля. Из него сделали целый городской праздник – событие отметили с большим размахом.

Первая линия состояла из одного пути и восьми разъездов, на которых встречные вагоны могли разойтись. В народе эти разъезды прозвали «пирожок». Электрооборудование подрядчики закупили у немецкой компании АЕG, а вагоны – у компании Herbrand, также немецкой. К проектированию приложил руку Артур Абрагамсон, более известный как создатель киевского фуникулера.

Маршрут трамвая проходил от железнодорожного вокзала до пивоваренного завода Зельцера по центральной на тот момент улице Дворцовой (недавно переименована в Театральную), а также Большой Перспективной, Бульварной и Большой Пермской. Со временем, естественно, маршрутов стало больше.

Трамвай – подспорье в развитии города

Запуск трамвая позитивно повлиял на решение транспортных проблем бурно развивающегося Елисаветграда. Впервые в городе появилась удобная, относительно дешевая и быстрая связь индустриальных окраин с центром, жилых кварталов с учебными заведениями, магазинами и культурными учреждениями. К 1901-му году парк насчитывал уже 25 вагонов, а протяженность всех маршрутов составляла более 12-ти км. Новый вид транспорта явно пришелся как нельзя кстати в Елисаветграде.

Сколько стоило прокатиться на трамвае

В первые годы функционирования трамвайного сообщения проезд стоил от пяти до восьми копеек (за восемь — билет с пересадкой). Бесплатно разрешалось перевозить детей до пяти лет, но только одного ребенка на пассажира. Школьники и студенты за проезд платили три копейки (без пересадки) либо шесть (с пересадкой). При этом юнкерам кавалерийского училища пользоваться трамваем было запрещено. Рабочие добирались до места работы по льготному тарифу, также в обиходе были абонентские книжки, аналоги современных «проездных», удешевлявших траты на проезд.

Кондуктора в те годы выглядели внушительно, даже устрашающе: форменная фуражка, погоны, сумка на ремне и рулон билетов. Сходство с военной формой должно было отпугивать потенциальных безбилетников.

Разрушали и свои, и чужие

С января 1918-го года по май 1922-го в связи с гражданской войной трамвайное движение не работало, но инфраструктура полностью не разрушилась. В 1922-м на маршруты вышли 10 трамваев, ходившие от вокзала до пивзавода и из центра до Кущевки. В 1940-м протяженность маршрутов составила уже более 16-ти км, по которым четырьмя маршрутами ходили 29 трамваев.

Затем в годы ВОВ у проекта елисаветградского трамвая, по сути, случились конвульсии. Сперва при отступлении советские войска подорвали трамвайную электростанцию. В ходе боевых действий разрушилась большая часть трамвайного хозяйства. Немецкие войска, когда настал уже их черед отступать, разобрали и вывезли часть рельс.

Попытки восстановить кировоградский (город уже переименовали, причем не один раз) трамвай были, но успехом не увенчались. В первую очередь – из-за нехватки финансирования. А в 1967 году вопрос с трамваями и вовсе закрыли, приняв решение, что троллейбусы – экономней и целесообразней. В этом году их в Кировограде как раз и запустили.

Памятник в самом центре города

В итоге городская железная дорога функционировала в городе примерно 50 лет, что не так уж и много. Но память о елисаветградском трамвая осталась и она вполне осязаема. В 1997 году на улице Театральной (она же – Ленина и Дворцовая до последнего переименования), то есть на самом видном месте в центре городе был установлен памятник первому трамваю (на заглавном фото). Памятник находится в ухоженном сквере рядом с городской «доской почета». Дата установки не случайна – городские власти таким образом отметили столетие елисаветградского трамвая.   

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.