Суббота, 24 февраля, 2024

Общественный транспорт в Елисаветграде 100 лет назад: льготы, тарифы и другие интересные факты

Об истории елисаветградского транспорта, который курсировал 100 лет назад написано очень много информации. Если ее анализировать, как ездили горожане по делам, а работу и другие интересные факты. Больше на kropyvnytskyi-future.com.ua.

Первый трамвай

Самым первым транспортом в Елисаветграде был трамвай. В 1897 году в городе торжественно открыли линию электрического трамвая, который принадлежал электрическому обществу. Его возглавлял Лев Бродский. Первый маршрут пролегал от вокзала до пивоваренного завода Зельцера. На прокладку коммуникаций властям и рабочим понадобилось полгода.

Для реализации проекта городская дума выделила землю для возведения депо на Большой Пермской улице. Однако разговоры о необходимости общественного транспорта в городе велись много лет.

В 1889 году дворянин Романович, который занимался строительством трамвайных линий в Молдове, подал в городскую управу предложение об создании в Елисаветграде конного трамвая, но дума не отреагировала на его просьбу.

Через некоторое время в думу обратились инженеры Палей и Пастернак. Городская дума все же решила рассмотреть предложения, устроила конкурс. В нем принимали участие большое количество инженеров. Лучшим оказался проект Пельтиновича, с ним и подписали контракт.

Первые тосты и налоги

Пальтинович собрался создавать конный трамвай. В 1894 году в думу поступило предложение от инженера Лихачева, который пообещал построить электрический трамвай. Летом 1895 года подписали контракт с Лихачевым. Но тот не выполнил своего обещания, передал контракт миллионеру Бродскому, который в городскую казну внес залог — 7 тысяч рублей.

К строительству миллионер приступил осенью 1896 года. Закладка машинного помещения и торжественное гуляние по этому поводу проводили 10 ноября. Бывший городской голова в своем очерке описал эти гуляния подробно. На столах были разные блюда, звучали тосты.

Следующие гуляния с большим количеством тостов состоялись летом 1897 года. Тогда трамвай запустили по линии «Вокзал-Пивзавод». Бродский приобрел 4 закрытых и 3 открытых вагона. Уже через 2 года создали вторую линию по маршруту Беспоповская-Крымская. Линии пересекались, поэтому горожанам было легко пересесть с одной на вторую, по единому билету. Первую линию продолжили до городского сада. В 1900 году ежедневно на линию выходило уже 12 вагонов.

Миллионер Бродский вложил в содержание трамвайных линий много денег, но и получал немало. О доходах Елисаветградского электрического общества ежегодно сообщалось в местной газете «Голос Юга». Так, например, в ней пишут, что в 1906 году прибыль составила 145 тысяч рублей, на содержание потратили 130 тысяч. Согласно договору, первые 10 лет существования трамвая в городе, общество платило налоги в городскую казну 2% от прибыли, последующие годы — 3%.

Льготники и льготы

По первой линии летом трамвай ходил с 7:00 утра до 22:00 вечера. Зимой до 21:00 вечера. По второй летом с 7:00 утра до 23:00 вечера. Зимой до 20:00 вечера. Билет за проезд стоил 4 копейки, если на линии человеку требовалось пересесть, то 9 копеек. Для сравнения: в среднем рабочие на заводе получали 12 рублей зарплату. Поэтому проезд стоил дорого.

Чтобы люди могли пользоваться транспортом, разработали специальную систему льгот. Детям до 5 лет разрешалось ездить бесплатно. Право бесплатного проезда имели: полицейские, городские чиновники. Гимназисты, студенты училищ платили за проезд — 2 копейки. Достаточно интересно и то, что на Кущевской линии в базарные дни тариф за проезд повышали, он составлял — 5 копеек.

Конец эпохе городского трамвая наступил в 1918 году, когда началась гражданская война. Многие историки и краеведы утверждают, что большую роль в этом сыграла Маруся Никифорова, которая приезжала в город, переставляла свой бронепоезд на трамвайные пути, что разрушало рельсы.

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.