Суббота, 27 апреля, 2024

«В лесу, лесу темном…», или где стоит императорский «Черный мост»

А знали ли вы, что каждый мост имеет свое историческое значение в регионе? В Кировоградской области один из таких — «Черный мост», который проходит через реку Омельник, находится в Онуфриевском районе.

На северной окраине села Млинка проходит дорога Кременчуг-Днепр (часть автомобильной дороги национального значения Борисполь-Мариуполь), двигаясь по ней, нужно пересечь реку Омельник по современному мосту. Если следовать в сторону города Днепр, то с моста справа, можно увидеть «останки» исторического сооружения — старого моста. Существует несколько интересных версий, происхождения моста. Больше на kropyvnytskyi-future.com.ua.

История моста из разных источников

По материалам исследований местного краеведа Григория Тимофеева можно сказать, что точно неизвестно когда был построен тот старый, деревянный мост. С правой стороны от него на большом плоскогорье и с левой до самого Днепра, когда-то рос дубовый лес, называли его «Черным». Видимо, потому, что этот мост расположен среди леса, его также называли «Черным».

Во второй половине 18 века императрица Екатерина II, когда ехала из Киева в Днепр остановилась со своей свитой возле того моста, чтобы отдохнуть и насладиться прекрасной природой. Не понравилось ей, что в таком уникальном уголке, на глубоководной реке стоял «ненадежный мост». Она отдала приказ, чтобы построили на месте старого новый. И сделали новое сооружение таким, чтобы служило на века. О приказе Екатерины II услышали селяне, которые в то время находились неподалеку. Они передали из уст в уста эту историю.

Территория была прилегающей к Верхнеднепровскому уезду, из которого сразу выехал инженер соответствующей специальности. Ему поручили выполнить эту важную работу. На помощь из близлежащих сел было собрано много людей. Финансовые проблемы даже не обсуждались, ведь чиновники, боясь наказания императрицы, выделили большие деньги на осуществление строгого приказа.

Слова императрицы люди должны были выполнить непоколебимо. То есть, изменить что-то в расположении моста невозможно. Рабочие начали разбирать старый мост. Когда сняли верхний настил, возникла проблема: дубовые опоры, которые простояли в воде десятки лет, настолько укрепились, что их невозможно было спилить. Инженер решил замуровать их и облицевать гранитными блоками. Уникальное на то время сооружение было завершено гораздо раньше, чем планировалось.

Невозможно даже подсчитать, сколько транспорта проехало по этому мосту, сколько воды протекло под ним в Днепр.

В начале 70-х годов 20 века, когда строили новую автомагистраль, рядом с «императорским» мостом возвели новый, более надежный мост. Старый занесли в учетную книгу Министерств вооруженных сил СССР как объект стратегического назначения.

К сожалению, в 1990 году «Черный мост» разрушили, его варварски разбили, растащили вандалы, металлические конструкции вывезли в неизвестном направлении. Остались только крепкие, каменные опоры, которые напоминают, что мост когда-то был мощным сооружением.

Существует еще одна история моста. Ее в своей книге «Тайны дикого поля» описал Николай Явтушенко. Показания Явтушенко сходятся с краеведом Тимофеевым. Поэтому можно точно утверждать, что основательницей «Черного моста» была Екатерина II.

Интересные факты о «Черном мосту»

  1. По наблюдениям местных жителей, еще в 70-х годах река Омельник была полноводная, а сейчас в ней воды значительно меньше.
  2. Местные жители Млинка называют дорогу Кременчуг-Днепр — большак, то есть большая дорога.
  3. Уроженец села, краевед Григорий Тимофеев, собрал много информации и воссоздал на бумаге, как мог выглядеть «Черный мост».
  4. Во Вторую мировую войну во время освобождения села, на окраинах возле моста немцы создали братскую могилу. 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.