Воскресенье, 23 июня, 2024

История о том, как в Елисаветграде появилась электроэнергия

Начиная с 1850 года в Елисаветграде уже фонари освещали улицы, их установили на 120 столбах на трех центральных улицах – Большой Перспективной, Большой Пермской и Дворцовой. Обустройство  освещения обошлось властям в 1100 рублей. Уже в 1880 году в городе было 500 уличных фонарей. Практически половина города хорошо освещалась в темное время суток. Больше на kropyvnytskyi-future.com.ua.

Первый свет в цирке

Уже весной 1880 года в город прибыл московский техник, изобретатель, лучший инженер по электроосвещению Петр Яблочков. Он предложил новый вид услуг для горожан – электричество. Местный фермер Бенардос оплатил все расходы. Испытания решили провести в помещении старого цирка, расположенного на улице Петровской.

В одном из номеров «Елисаветградского вестника» есть публикация, в которой сообщается о том, что состоялось первое представление в новом цирке при электроосвещении по системе, которую предложил Яблочков.

Благодаря этому зал цирка был переполнен людьми, большинство пришли посмотреть не на само выступление, а на электроосвещение. Несмотря на то, что его очень быстро оборудовали, оно работало бесперебойно. Тогда огромная толпа, собравшаяся на Петровке, напротив цирка внимательно смотрела на фонари, которые освещали помещение. Один фонарь был размещен на крыше цирка, второй у входа.

Через неделю после этого события освещение было сделано в клубе Общественного собрания (ныне центральная площадь).

Развитие электроэнергии в городе

Официально можно считать 2 апреля 1880 год днем ​​рождения электроэнергии в городе. Вскоре изобретение инженера Петра Яблочкова освещало практически все административные учреждения, ТЦ, учебные заведения.

Проект основной городской электростанции ввели в действие через несколько лет после утверждения. Над его созданием работал инженер Евгений Тамм. Работа над созданием проекта была очень сложной, Тамм потратил на нее несколько лет.  Благодаря упорству ему удалось сделать уникальную станцию. Находилась она у современной площади Богдана Хмельницкого.

Уже в 1909 году в город прибыл представитель электроэнергетической фирмы из Тамбова, чтобы проверить оборудование, которое установили на городской электростанции. В газете «Голос Юга» была даже публикация – отчет о визите представителя. В нем сказано, что проверка прошла хорошо, и станция полноценно работает.

Уже в 1912 году спрос на электроэнергию в городе был слишком высок. Каждый горожанин пользовался ею практически круглосуточно. Поэтому одна станция не могла справиться с большой нагрузкой. В связи с этой проблемой городское правительство приняло решение о создании проекта второй электростанции.

Новая станция

Создание проекта второй станции было поручено снова лучшему в городе инженеру Евгению Тамму. На станции хотели установить два дизельные двигателя, а позже еще два. Каждый двигатель имел 300 лошадиных сил. Для приватного освещения планировалось протянуть 7 линий протяженностью от 200 до 1200 метров. Для этого использовать дубовые столбы с железными основаниями. 

Когда проект был готов, Тамм передал его на утверждение в городскую администрацию. Официально документ был рассмотрен и принят в марте 1912 года. Через несколько лет построили новую электростанцию, удовлетворяющую своей работой потребности горожан.

Электростанции после войны и разрухи

1918-1920 годы оказались сложными для города. После войны здесь началось активное восстановление промышленности, электростанция была единственной из первых объектов, которые начали работать.

Уже в 1930 году в городе была открыта новая станция, мощность которой была 12 тыс. кВт. Кроме того, почти 70% улиц модернизировали на 81 улице установили 2000 новых энергосберегающих светильников.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.