Воскресенье, 28 апреля, 2024

Поездка в прошлое: какому виду транспорта отдавали предпочтение елисаветградцы в XIX веке?

Благодаря кропивницкому историку Александру Жосану современные кропивничане могут узнать, какой транспорт использовали их прадедушки и бабушки. Историк написал очерк «Общественный транспорт Елисаветграда-Зиновьевска-Кирово в ХІХ и ХХ веках». 

Мужчина работал долгое время над этой работой, она была представлена горожанам в 2021 году. В очерке есть много фотографий и документов, он стал первым большим исследованием истории транспорта в Елисаветграде. Больше на kropyvnytskyi-future.com.ua.

Интересные факты о елисаветградском конном транспорте 

Многие современные люди думают, что с момента основания по Елисаветграду курсировало большое количество транспорта. Если опираться на очерк, то можно сказать о том, что начиная с 40-х годов прошлого века, главным видом транспорта стал конный. Только через 25 лет в Елисаветграде начали курсировать троллейбусы. Почти с начала основания города людей и грузы перевозили лошадьми. 

В очерке, который написал историк есть целый раздел, посвященный конному транспорту. Современные люди даже не догадываются о происхождении слова «гужевой», а все просто. «Гуж» — означает петлю, которая соединяет оглобли с хомутом, с ее помощью можно было вести лошадь. В более широком значении гужевой транспорт — это транспорт на живой тяге. 

В качестве главного транспорта в городе использовали не что-нибудь, а настоящие экипажи, которые имели интересные названия: ландо, коляски, брички. Что касается людей представительского класса, то они выбирали для езды исключительно кареты. 

В Елисаветграде с начала существования города больше всего использовали обычные повозки. За тем, как работает конный транспорт всегда активно следила городская власть. Сразу после увеличения спроса на такой вид транспорта во власти составили перечень правил езды. Всех водителей, которые не соблюдали правила движения, или неправильно припарковали лошадей с тележками в неположенных местах, штрафовали. 

Водители любили стоять на главных улицах. Но власти категорически запрещали это делать, для соблюдения санитарных норм в городе. Кроме этого, извозчики в процессе езды должны были соблюдать дистанцию, не перегружать животных и не издеваться над ними. 

Что касается перевозок по городу пассажиров, то в больницу на Валах, Кущевку можно было попасть за 20 копеек. Если человеку нужно ехать за пределы города, то тогда брали почасовую оплату. Особенно не выгодно было пользоваться услугами конного транспорта в ночное время, потому что там был слишком высокий тариф. 

Стоит отметить, что гужевой транспорт поднимал на брусчатке, которая стелется вдоль разных районов города сильный грохот. Когда на улице была плохая погода, дождь, снег, то улицы были просто непроходимы. 

Развитие трамвайного транспорта 

Александр Жосан в своем очерке немного развенчивает миф о первом или втором трамвае империи. Появился этот вид транспорта в городе в 1897 году. Сначала власти рассматривали проект трамвая на конной тяге, но прогресс взял верх, и появился трамвай на электрической. 

Более 10 тысяч рублей инвестировал известный киевский купец Бродский в развитие трамвайной колеи Елисаветграда. Тогда в короткое время построили всю трамвайную инфраструктуру, депо, проложили пути. За три года после введения этого вида транспорта увеличили количество вагонов до 20, они были открытыми, не имели окон, но льготы уже были. Льготы предоставляли полицмейстерам, тем, кто разносил телеграммы, и не имел права занимать сидячие места. 

За первые 4 года работы трамвая в городе перевезли 2 тысячи пассажиров, но дело активно развивалось. И уже в 1931 году трамвай принес прибыль, которая составила 160 тысяч рублей, кроме того, в год он перевозил более 7 миллионов пассажиров. Елисаветградский трамвай курсировал и в годы войны, его даже восстанавливали немцы, но все же остановили, потому что была большая нехватка электроэнергии. Когда война закончилась, власти не захотели восстанавливать этот проект, рельсы вывезли из города. 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.