Понедельник, 29 апреля, 2024

Легендарная Гайворонская железная дорога — от краха к развитию

Гайворон — это настоящий город-музей, который известен далеко за пределами Украины, своей легендарной узкоколейкой. Она протянулась по территории трех областей, имеет длину 440 км. Берет свое начало в пгт Рудница, проходит через город Бершадь и Гайворон и заканчивается в Голованевске. Больше на kropyvnytskyi-future.com.ua.

Как создали Гайворонскую узкоколейку?

В странах, которые образовались после распада СССР обычная ширина железной дороги составляет 1 метр 52 см. А ширина Гайворонской узкоколейки — 75 см. Раньше строили узкоколейки, потому что на одних шпалах можно было сэкономить, да и строить легче.

На Гайворонской узкоколейке перевозили: зерно, гранит, рабочих из карьеров. На работу в город ездили со всей округи, ведь только на теплотягоремонтном заводе работало 2000 человек, такое же количество и на железной дороге.

Гайворонскую дорогу запустили в 1886 году. Железная дорога сначала была частью узкоколейной сети частного «Южного общества подъездных путей». Эту частную компанию основали в 1886 году, а реорганизовали в 1892 году. Кроме узкой колеи, ей принадлежали ширококолейные участки в Одессе и Виннице. Строительством узкоколейки руководили инженеры Яловецкий и Никитин.

В Центральной Украине строительство сети железных дорог, которые в нескольких местах пересекались с железными дорогами широкой колеи, продолжалось непрерывно в течение десятилетий. В 1897 году на соединении всех подъездных путей построили главные мастерские для ремонта поездов.

В 1900 году открыли узкоколейную линию Житомир-Первомайск, длина которой достигала 465 километров. Она соединяла станции Бердичев, Калиновку, Гайворон и другие. Позже, появились железнодорожные разветвления. Почти одновременно Гайворон соединили узкоколейной линией со станцией Рудница. Через некоторое время, когда в этом городе появился локомотиворемонтный завод, его начали называть столицей отечественных узкоколейных железных дорог.

Для того чтобы преодолеть 77 км расстояния между Рудницей и Гайвороном, пассажирам нужно ехать 4 часа. Благодаря живописным пейзажам, путешествие превращалось в настоящее удовольствие.

В 1937 году главные ремонтные мастерские переименовали в Гайворонский паровозоремонтный завод. Он стал единственным в советском союзе предприятием, которое специализировалось на ремонте паровозов узкой колеи.

Крах и возрождение Гайворонской железной дороги

В 1950 годах произошло развитие узкоколеек, не обошло это и Гайворонскую. Исследователь железнодорожного транспорта Павел Кашин утверждает, что тогда в сети узкоколеек было 3 локомотивных депо — Холоновская, Винница, Гайворон.

В начале 1960 года размеры железнодорожной сети в Центральной Украине постепенно уменьшались. Первым был потерян участок узкоколейки Бердичев-Холоновская. Его не «перешивали» под широкую колею, а просто разрушили. Вместо этой линии ввели в действие ширококолейную линию Калиновка — Староконстантинов. Эта ветка была не электрифицирована, в результате ее просто закрыли.

После этого начали «перешивать» под широкую колею участок Винница — Гайворон. В Гайворон широкая колея пришла в 1980 году. Тогда город стал единственным центром узкоколейной железной дороги, кроме этого, здесь разместили локомотивное и вагонное депо.

Конечной станцией Гайворонской узкоколейки стала станция Голованевск в Кировоградской области. По состоянию на 2020 год в Голованевск дважды в неделю приходил пригородный поезд от станции Помошная. 

В 2022 году начали развитие Гайворонской узкоколейки, тогда провели ремонт посадочной и пассажирской платформы станции. В рамках обновления 130-километровой железной дороги выложили тактильную плитку.

Кроме этого, поставили первую партию узкоколейных железобетонных шпал для ремонта участка Гайворон-Головановск. 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.