Среда, 6 июля, 2022

Первые церкви Кропивницкого, какие они?

Есть разница между содержанием исторического факта и тем, как представляют себе люди этот факт. Хороший пример – история первого церковного заведения Кропивницкого. В разных документах, таблицах, книгах, летописях говорится, что именно Троицкая крепостная церковь первая, которая появилась в Елисаветграде.

Стоит открыть историческую литературу, где все описано. Но, к сожалению, это утверждение не правдиво, ведь на момент появления церкви в городе еще даже самого его названия не существовало. Датой создания первой церкви принято считать 1755 год. Именно этот период считается началом появления Успенской подольской церкви. Если исследовать разные источники, то все оказывается сложнее.

Более подробно об этом в нашем материале на сайте kropyvnytskyi-future.

Какой была первая походная церковь?

Первый раз упомянули о церкви на территории современного Кировограда в 1753 году. Тогда была установлена ​​походная у места строительства будущей крепости Елисаветы. Место ее установки до сих пор неизвестно. Вполне возможно, что церковь могли построить в разных местах одновременно, ведь походная – это мобильная конструкция. Она имеет преимущества – быстрый монтаж и легкая транспортировка.

Традиция использования таких церквей в то время была как у казаков, так и в армии. Очевидно, что церковь была создана ​​русскими военными, к этому был причастен их генерал Иван Глебов. Так с началом строительства в 1761 году Димитриевской крепости походная церковь была установлена ​​в центре крепости.

Первая подольская церковь

В книге, ставшей главным источником истории Кропивницкого, в «Историческом очерке..» которую написал первый мэр Пашутин, есть утверждение о том, что Крепостная Соборная Троицкая церковь была построена в первый раз деревянной и походной.

Первым исследователем нашего края был Гавриил. Его работы также были описаны в книге Пашутина. Впервые исследование было обнародовано в 1848 году. В работе была таблица, в ней за 1755 первой появилась запись об Успенской подольской церкви Елисавета. В списке также была и Троицкая крепостная церковь, но по неизвестным причинам только четвертая. Он написал, что ее перенесли из села Федоровка. Уже в 1903 году другой священник Александрийский краевед Василий Никифоров подтвердил эту информацию. В частности, он отметил, что были мастера, которые раньше жили в той части Украины, которая в то время была Польшей. Их выгнали оттуда, потому что не удерживали унию.

В то время начали заселяться заднепровские места людьми (теперь Северная часть Кировоградской области), Они переехали сюда и занимались производством, создавали  церкви на вывоз. В документах упоминают Федоровку рядом с Глинском. То есть это означает, что церковь перенесли в крепость святой Елисаветы и она стала основной для того времени. В церковных документах наш Кропивницкий называли в 1750 годах Приградской слободой.

Первая походная церковь на территории Кропивницкого

О ней много говорили и писали легенд. По мнению людей, ее история хорошо исследована, но это не так. История заведения запутанная. Церкви перенесли в Новую Сербию в Слободской казацкий полк, вместе с имуществом священниками и сохранением названия. Церковь, которую перенесли из Федирок и установили на месте современного горисполкома, назвали Троицкая. Первое противоречие в том, что так называли походную церковь. Подольская была Успенской.

До начала 1755 года не было ни одного упоминания о том, что было крепостное заведение богослужения. В этом же году протопопом был назначен Иоанн Орловский. Он приехал в наш край из Казани. В 1752 году вступил в конфликт с казанским губернатором. Уже в 1756 году отец устроился в походной церкви. За 1755 есть упоминания о Троицкой церкви. Хотя в документах нет информации, что ее разместили именно на территории святой крепости Елисаветы. Соответственно, если обратить внимание на исследования Натальи Полонской-Василенко, то именно в 1755 году начали строить каменную церковь. Многие современные краеведы сомневаются в этом утверждении причина в том, что она обозначила, работы начались по проекту киевского архитектора Баста. На самом деле, отношение к строительству имел архитектор Вист. В Национальной библиотеке имени Вернадского есть документы архива крепости Елисаветы, и некоторые факты с ними совпадают.

Уже в 1756 году в Троицкую церковь направили притч. Многие священнослужители притчи приехали из России. Для них предусмотрели большие по тем временам расходы на содержание, всего их было 13 человек, другие соборные заведения могли только позавидовать. В следующем 1757 году начала развитие стационарная крепостная церковь.

В документах отмечается много важных фактов, изначально планировали строить большое каменное заведение для божьей службы, но почему-то все закончилось появлением деревянного домика, к которому пристроили маленький купол. Таким образом, можно говорить о том, что для русской верхушки, которая была тесно связана с церквями, было важно появление заведения именно в крепости святой Елисаветы, которая в то время была административным центром. Причем еще до появления церкви ей уже дали статус соборной, то есть главной.

Что можно предположить?

По этой информации можно предположить, что статус соборной изначально дали Троицкому собору. Вероятно, именно в нем должны были разместиться основные священники. Но сенат настаивал на строительстве соборной церкви в крепости. Поэтому Троицкую перенесли в другое помещение – деревянный дом, который был при крепости. А Подольской дали название Успенская.

Значимость двух заведений того времени была большой для местного населения. Игорь Лиман историк давно работал над исследованиями церковных заведений. Он обнародовал сведения на 1776 год соборная Троицкая церковь со штатом 8 человек имела самый маленький приход – 13 дворов. В то время Успенское учреждение с таким же штатом имело 225 дворов. Другие церкви города такие как:

• Греческая.

• Знаменская.

• Петропавловская имели только 170 дворов.

Из этой информации можно сделать вывод, что в вопросе изучения информации о церкви есть много работы для исследователей. Но их работа не должна ограничиваться одними фактами. Все проводимые исследования должны быть доступны людям, которые все еще цитируют «Очерк» Пашутина, он к сожалению не рассказывает полноценную историю нашего города. 

Latest Posts